четверг, 6 мая 2010 г.

энтони осганг, oscar & ewan, мартин андер, икер споцио

Истории слепка головы Roots Manuva, трех гравюр для обложки альбома неоклассика Hauschka, комиксах про ведьм Карин Дрейер Андерссон (Fever Ray), и о том, как именитый американский художник Энтони Осганг ел в Малибу с группой MGMT грибы-галлюциногены.

«Я посещал эту репетиционную базу несколько раз. В последний визит мы съели грибов и отправились в увлекательное путешествие по закоулкам сознания. Во время этого трипа я сделал несколько эскизов на клочках каких-то бумаг и оставил их на столике»

MGMT — Congratulations

Энтони Осганг — американский художник, один из основателей так называемого непритязательного (lowbrow) искусства, появившегося в Америке в начале 80-х.
С Эндрю и Бэном  нас познакомил Sonic Boom — он привел ребят ко мне в студию перед одним из лос-анджелесских концертов MGMT. Я никогда не слушал их музыки, они не видели ни одну из моих работ. Думаю, именно благодаря этому мы быстро прониклись друг к другу симпатией. Просто в первую очередь подружились на личном уровне, а не на профессиональном.

Через пару дней после этого я отправился в Малибу. MGMT там снимали дом, в котором готовились к записи альбома Congratulations. В один из вечеров я выбрался к ним в гости. Запомнилось, что инструменты валялись по всему дому, и то тут, то там кто-нибудь из музыкантов что-нибудь наигрывал. На совместные репетиции все они собирались в гостиной.

Я посещал эту репетиционную базу несколько раз. В последний визит мы съели грибов и отправились в увлекательное путешествие по закоулкам сознания. Во время этого трипа я сделал несколько эскизов на клочках каких-то бумаг и оставил их на столике. Где-то через месяц, позвонил арт-директору Sony. Он объяснил, что окончательно утвердит меня в качестве дизайнера обложки альбома, как только увидит те самые эскизы. В конце концов мне сообщили, что я в деле.

Изюминка обложки была в том, чтобы сделать на ней зоны для стирания — как на лотерейных билетах. Эндрю прислал мне эскизы со своими корректировками, общая идея вырисовалась, но рисунок все еще меня не удовлетворял. Я размышлял над ним неделю, затем как-то утром накачался кофе и стал все перерисовывать. Новые эскизы вышли куда лучше. Эндрю и Бэну они тоже понравились, только парни попросили обязательно обыграть тему серфинга. В итоге получился эскиз, который потом стал обложкой.

Пока я делал обложку, MGMT сводили альбом. Песни этой пластинки я так и не слушал до выхода диска, но во время работы постоянно крутил их прошлый Oracular Spectacular. Потом мне вручили копию Congratulations. Я включил его и к последней песне осознал, что моя картинка исключительно вписывается в музыку MGMT. Ну, то есть, как оказалось, я смог все это время пробыть с группой на одной волне!

Roots Manuva — Slime & Reason

Oscar & Ewan — лондонская студия дизайна. Среди клиентов студии — Big Dada Recordings, Ninja Tune, Sony BMG, Bad Idea, Metropolitan Works. Oscar & Ewan — участники выставок в University of the Arts London и Art Basel. Обложка альбома Slime & Reason получила второе место на выставке Art Vinyl-2008.
Прежде всего — мы большие поклонники музыки Roots Manuva, да и всех остальных артистов лейбла Big Dada. Что касается обложки альбома Slime & Reason — на то, как она должна выглядеть, нас натолкнуло название пластинки («Муть и разум»). Мы решили принять его буквально. Еще, на общий вид изображения нас натолкнули обложки нескольких последних альбомов Roots Manuva. На каждой из них профиль музыканта. В эстетическом плане наш артворк отличается, но, тем не менее, связь с прошлыми работами просматривается.

Уже в процессе работы мы решили, что художественное выражение первого слова из названия пластинки нужно не выпячивать на передний план, а наоборот — чем-то приглушить. Пара последних обложек Roots Manuva были перегружены визуальными элементами. Поэтому нам хотелось сделать строгий, даже в некотором роде аскетичный артворк. В конце концов оформился окончательный концепт: бюст на темном фоне, несколько пафосный и величественный, похожий на предмет современного искусства. Нам казалось, такая картинка соответствует музыкальному наполнению диска.

Голову Roots Manuva мы мастерили достаточно долго и, честно говоря, до конца не были уверены в том, что все выйдет как надо. Сначала мы собирались заказать скульптору сделать с нуля обычный бюст. Но, как оказалось, такая работа стоит невероятно дорого, и похожими на оригиналы бюсты бывают только приблизительно. Какое-то время мы размышляли над тем, чтобы сделать на живую слепок головы Roots Manuva, но такие слепки, часто, выглядят как посмертные маски, так что и от этой идеи пришлось отказаться.

В итоге остановились на 3D-сканировании. Во-первых, процесс сканирования быстрый и четкий, а во-вторых — 3D-модель легко редактируется. Когда у нас был готов окончательный вариант, мы заказали слепок из штукатурки. Слепок приехал в студию. Нам оставалось только срезать верхнюю часть головы. Как на зло, наш знакомый скульптор уехал в отпуск, так что резать пришлось самим. Мы очень нервничали — бюст был в единственном экземпляре и мы боялись его испортить, но, как видите, у нас все получилось. Да, зеленая муть внутри головы имеет вполне тривиальное происхождение — это содержимое трех бутылок жидкого мыла Aloe Vera.

Fever Ray — Fever Ray
Мартин Андер aka Mander — шведский иллюстратор и графический дизайнер. Арт-директор UP Graffiti Magazine. Клиенты Андера — Dokument Press, Flora & Fauna Records, Sweet Skateboards.
Пару лет назад я снимал офисное помещение с несколькими приятелями. Карин Дрейер Андерссон занимала соседнюю комнату — там был временный офис лейбла Rabid Records. Собственно, там мы и познакомились. Я знал, что она поет в группе The Knife, знал, что это один из самых популярных европейских коллективов, и что у них есть семь шведских «Грэмми», но честно говоря, не слушал ни одного альбома — я не большой поклонник современной музыки.

Однажды Карин спросила, не хочу ли я сделать обложку для альбома ее сольного проекта Fever Ray. Работа меня всегда интересует, так что я естественно согласился. На первой же встрече выяснилось, что нам обоим нравятся комиксы. Затем Карин принесла несколько фотографий домов с привидениями. В общем, идея мне понравилась — я давний поклонник комиксов-ужастиков.

Потом Карин позвонила и сообщила, что придумала название проекту — Fever Ray. И что она хочет на обложке свой портрет. Потом она решила, что на картинке ей нужны длинные волосы. The Knife много лет прячутся за масками. Думаю, Карин несколько надоела эта анонимность.

Вся работа над проектом Fever Ray, кроме записи песен, велась в нашем маленьком офисе. Я рисовал обложку, веб-дизайнер из соседней комнаты делал сайт, сестра одного журналиста, который тоже сидел с нами, снимала фото для прессы. Некоторые из этих фотографий я взял в дело. Пока возился с общим концептом, Карин записала первый сингл «If I had a Heart». Работа над его обложкой проходила в дикой спешке. Я не представлял, как она должна выглядеть. Как-то, в очередной раз просматривая стопку пресс-фото, наткнулся на фотографию листьев клубники. Думаю, их сняли случайно. В итоге эти листья мы и поместили на обложку сингла.

Затем мы вернулись за работу над обложкой альбома. Карин утвердила портрет, но попросила добавить на картинку еще дома и облака. Потом ей захотелось, чтобы на обложке было изображение чего-то очень для нее личного. Так, на заднике артворка очутилась пара девочек — дочерей Карин. На оригинальной фотографии они сидели на кухонном столе певицы.
После я делал обложки еще к двум синглам Fever Ray. Задумка была — сложить из них целую историю. Примерно, как будто бы кадры в комиксах. Все изображения на обложках апеллируют к текстам песен, видеоряду каждой из них и внутреннему мироощущению Карин. Я хочу сказать, обложки Fever Ray — больше, чем просто картинки.

Когда я впервые услышал альбом, то подумал: «Бли-и-и-и-н, какой же он медленный». Просто я люблю немного другую музыку — панк 70-х, гаражный рок, американский хардкор 80-х. Потом я расслушал пластинку, но, должен признаться, Fever Ray — по-прежнему не моя группа. Зато работа с ними была в удовольствие. Команда Карин — настоящие профессионалы. Тем более, этот заказ сделал мне имя. Действительно, ни одной обложке шведских групп не уделяли еще столько внимания. Что сказать, я этим горжусь.

Hauschka — Ferndorf

Икер Споцио — японский иллюстратор, гравер и художник. Основатель журнала Morning, посвященного музыке 60-70-х. Делал обложки Джону Кавана, Hauschka, Colleen. Все артворки Икер создает вручную, без использования компьютера.
О Волкере Бертельманне и его проекте Hauschka я узнал от Сесиль Скотт (Colleen), которой как-то тоже делал обложку для альбома. Colleen и Hauschka несколько раз ездили в совместный тур, в том числе побывали и в Японии, и, в общем, Волкер оказался в курсе моих работ.

Мы связались и обсудили варианты артворков для его пластинки Ferndorf. Тут нужно сразу кое-что объяснить — я не очень в курсе положения дел в современном дизайне обложек. Хотя бы потому, что я, в первую очередь, — иллюстратор, а не дизайнер. Искусство меня все больше интересует классическое. Ближайшие ориентиры — средневековые миниатюры, гравюры Дюрера и Рембрандта, художники конца 19-го — начала 20-го веков вроде Одилона Редона и Обри Бердслея, так же — художественное объединение Баухаус и конструктивизм.

В общем, я взялся за работу. Ферндорф — это название маленького австрийского городка, в котором родился Волкер Бертельманн. С этим местом у музыканта связанна масса сентиментальных воспоминаний, и техническое (если можно так сказать) задание Волкера было следующим: выразить в графическом виде чувство ностальгии по сказочному и, за давностью лет, мифическому городу своего детства.

Бертельманн прислал мне несколько фотографий и карту Ферндорфа. Я решил трансформировать натуральные виды в абстракции. В результате получился с одной стороны реальный Ферндорф, с другой — вымышленный город.

Еще хочу заметить, что все мои обложки — ручной работы. Я не использую компьютер и все делаю по старинке: гравировка, монотип, гуашь. В оригинале обложка альбома Ferndorf — это три гравированные панели, которые, если их сложить вместе, образовывали бы длинный, горизонтальный пейзаж. К сожалению, у лейбла Fat Cat не нашлось денег, чтобы выпустить альбом в формате дигипак. Например, как это сделали Leaf Records для Colleen с ее пластинкой Les Ondes Silencieues (тоже, кстати, моя работа). Обидно, потому, что от оригинала в итоге осталась часть изображения. И весь пейзаж есть только в буклете артворка. Но все равно мне нравится эта работа и, надеюсь, я еще буду иллюстрировать пластинки Hauschka.
для znaki.fm

Комментариев нет: